УРАЛ NEXT - обзор УРАЛов нового поколения
На первый тест привезли четыре грузовика с несколькими надстройками: бортовой грузовик, военный вариант, окрашенный в хаки, вахтовку и самосвал с трехсторонней разгрузкой.
В первую очередь хочу ответить на один из основных вопросов, который возник у многих после презентации этого грузовика, – нет, стеклопластиковое оперение на Урал NEXT не трескается от легчайшего удара и не хлипкое.
На самом деле, композитные материалы, которые применяются для изготовления капота и крыльев нового «Урала NEXT» не имеет ничего общего с хрупким ABS-пластиком, из которого делают навесные детали для тюнинга легковушек. Это достаточно прочный материал, поэтому бояться о замене обвеса после первой же поездки не стоит. Производитель, чтобы продемонстрировать прочность деталей, подвесили увесистый брус и предложили всем желающим испытать пластиковый капот на прочность. Как мы не старались, капот не треснул и не развалился. Пластиковый капот стойко выдержал удары деревянной чушкой. А вот металлический от старого "Урала" помялся после первого же удара.
Даже получив новую переднюю часть, Урал сохранил 100-процентную узнаваемость. Передний бампер у нового Урала как и прежде – железный и основательный. «Двухэтажная» оптика выглядит и стильно и практично – основные блоки в бампере (ближний и дальний свет) герметично защищены и прикрыты решетками, а верхние (дневные ходовые огни и поворотники) – углублены в крылья так, что разбить их практически невозможно. Здесь нет вычурных линий или заигрывания с элегантностью – Урал NEXT как и прежде брутален и внушает уважение и веру в его внедорожные качества.
В Группе ГАЗ, куда входит УралАЗ, не стали пускать пыль в глаза, выдавая Урал NEXT за абсолютно новый продукт. В его основе – запущенный несколько лет назад в производство грузовик «Урал-М», то есть «модернизированный». От классического Урал-4320, который сегодня может понравиться исключительно мазохистам и командирам военных автоколонн, обожающих муштровать салаг, его отличает множество новых и модернизированных узлов, сделавших управление внедорожным грузовиком более удобным, повысивших грузоподъемность и безопасность.
Стилистам удалось сохранить 100-процентную узнаваемость "Урала"
Судите сами – нагрузка на передний мост увеличена с 5,3 до 6,5 т, грузоподъемность выросла на тонну (до 13 т), архаичная пневмогидравлическая система уступила место полностью пневматической на компонентах Wabco, раздатка была основательно модернизирована (в результате вырос момент, передаваемый на колеса), появился рулевой механизм интегрального типа RBL со встроенным гидроусилителем и многое, многое другое, включая модернизированную топливную систему.
Двигатель – турбодизель семейства ЯМЗ-536 (240, 285 и 312 л.с.). Коробки передач – либо ЯМЗ-115, либо ZF Ecomid (их собирают в Набережных Челнах). Что любопытно – в «базе» идет 9-ступенчатая коробка родом из Германии, а «родная» Ярославская – опциональная. Еще стоит отметить и модернизированную топливную систему – с ней «Урал» стал экономичнее. Ну и наконец – блокировки межколесного дифференциала вошли в базовое оснащение.
По внедорожным качествам поспорить с "Урал NEXT" могут разве что Unimog и тяжелый Zetros, оба производства Mercedes-Benz.
Приставка NEXT означает, что кабина здесь позаимствована у «Газель NEXT». Точно также чуть раньше поступили с другим среднетоннажником производства Горьковского автозавода, в результате чего на свет появился «ГАЗон NEXT». Кабина и стала этакой вишенкой на торте или завершающим этапом модернизации грузовиков производства УралАЗ.
Вход, а это именно вход, в кабину осуществляется с помощью двух ступенек – нижняя подвешена на крепких стальных тросах и не ограничивает геометрию. В дверном проеме удобный поручень (на его счет тоже были сомнения в надежности, но оторвать его так и не удалось). А в салоне… Сравнивать с каким-либо среднетоннажником российского производства не выйдет – просто потому что нечего сравнивать. Современный интерьер даст фору и большинству зарубежных конкурентов – продуманная эргономика, регулируемая по наклону рулевая колонка, электростеклоподъемники и круиз-контроль в базовой комплектации, на центральной консоли – аудиосистема и удобный блок климата с тремя «крутилками», разделенный блоком кнопок управляющих блокировками, отключением ABS, изменением давления в шинах и переключением между топливными баками.
В салоне от "ГАЗель NEXT" создается ощущение, что находишься в лифтованном внедорожнике или пикапе, а не как не за рулем утилитарного среднетоннажного грузовика. Водительское сиденье – на пневмоподвеске с ограничителем ходом.
Приборная панель бесхитростна, но информация с приборов считывается без проблем. Единственная претензия – к излишне ярко-зеленой подсветке трип-компьютера.
По краям передней панели удобные «подбутыльники», сверху – прикрытое крышкой отделение для мелочевки, напротив пассажирского сиденья – объемная ниша. Все это уже мы видели на «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», но в среднетоннажном внедорожнике все это богатство вызывает детский восторг. Ощущения – будто находишься не в утилитарном грузовике, а в лифтованном, подготовленном для внедорожных соревнований внедорожнике.
Основная оптика гермитично защищена, а от веток и камней фары "охраняет" мощная металлическая решетка
Раззудись рука! Размахнись плечо! В молодости мне посчастливилось порулить «Уралом». Пусть недолго и недалеко, но впечатления он оставил незабываемые. Да, это не КрАЗ и не «Колхида», но рулить грузовиком приходилось размашисто, буквально всем телом накручиваясь на руль, а передачи буквально вбивать. А тут… С обзорностью вперед – никаких проблем, тем более, что стекло здесь единое, а не из двух половинок с центральной стойкой. Новые зеркала (кстати, с подогревом) с сферическими элементами и дополнительным зеркалом справа, сносный обзор по сторонам. Руль, да не простой, а с кнопками управления аудиосистемой, меньше и удобнее, чем в старом «Урале».
Вахтовый автобус рассчитан на 20 пассажиров (все сиденья оснащены ремнями безопасности). Водитель может видеть, что происходит в салоне через монитор интеркома
А уж насколько приятнее стал грузовик в управлении. Благодаря гидроусилителю не нужно прилагать особых усилий, рулевое, с оглядкой на то, что это грузовик, вполне информативно. Момента у топовой версии ярославского турбодизеля хоть отбавляй – трогаться можно с третьей передачи. А где ж она… Ах вот же схему прикрепили специально. Секундное замешательство связано с тем, что у коробки ZF перевернутая схема – первая передача находится снизу, а вверху вторая. Переключение передач – обычное последовательное, удобства это тоже не добавляет, хотя бы потому, что для включения «прямой» 8-й передачи (9-я, она же «нулевая» - это понижающая и находится напротив передачи заднего хода слева) приходится тянуться далеко вправо.
Благодаря гидроусилителю RBL и хорошей обзорности маневрирование не вызывает сложностей даже на грузовике с удлиненной платформе. Хотя камера заднего вида на такой длинной машине не помешала бы.
Во время короткого теста около Чертова Городища дорог с твердым покрытием не нашлось, так что «Урал NEXT» полностью раскрыл свой внедорожный потенциал. Колея, буераки, камни, брод, вязкая глина – все это, несмотря на балласт в кузове, ему нипочем. Водитель лишь подпрыгивает чуть ли до потолка, так рьяно работает пневмоподвеска сиденья (потом ее ход лучше ограничить). За рулем этой машины начинаешь пропитываться вседозволенностью, вообще неважно, что находится под колесами. Застрять на «Урале» очень сложно, за это его и любят те, кто эксплуатирует машины в экстремальных условиях. То есть, не растеряв своих старых качеств, «Урал» приобрел новые – комфорт и удобство управления. Водители этого ждали не один десяток лет.
Знаете, как проще всего отличить военный "Урал NEXT от гражданского? Помимо кожухов бензобаков (они, видимо имитируют бронезащиту) надпись на радиаторной решетке выполнена на русском языке (т.е. УРАЛ а не URAL).
Вахтовый автобус с салоном на 20 пассажиров был оснащен двигателем, работающем на газомоторном топливе. Это не модное увлечение, внезапно накрывшее всех российских автопроизводителей – государство активно поддерживает развитие этого сегмента, в том числе субсидируя закупки такой техники коммунальщиками и муниципальными службами. Здесь двигатель в самом слабом исполнении – всего 240 «лошадок», а коробка – ярославская пятиступенчатая. Нехватка лошадиных сил и момента, после бодрого 320-сильного турбодизеля, тут чувствуются – и трогаться лучше со второй, а то и с первой, и работать педалью газа нужно аккуратнее. Ну и, конечно же, знакомые тугие переключения, звон шестеренок и сопротивление коробки. Инженеры говорят, что оставили эту коробку в гамме для тех, кто будет использовать «Урал NEXT» в качестве передвижной базы для различного технологического оборудования – у них машина больше стоит, чем ездит и более дорогая коробка ZF попросту не нужна.
Пока «Урал NEXT» предлагается в двух вариантах колесной формулы – 6х6 и 4х4. В планах завода – версия с формулой 6х4, которую должны по достоинству оценить строители. Цены на «Урал NEXT» начинаются от 2 794 000 рублей. Сумма, с одной стороны, немаленькая. С другой – грузовики иностранных производителей, с которыми и придется бороться миасской новинке на рынке – в несколько раз дороже. А лучше ли они? Уже не факт. А факт в том, что камазовцам, даже с новой линейке придется потесниться. Теперь «Урал» это не только «грузовик специального назначения», но и удобный помощник по бизнесу.